Так вы говорите, хотите понять, что это за финансовый инструмент такой, который привёл глобальную финансовую систему на грань катастрофы? Нет проблем! Читайте дальше.
Это очень просто может быть объяснено способом, который вы, вне зависимости от того молодой вы или старый, финансово подкованный или простак, образованный или нет, не сможете не понять.
В своей самой сложной форме финансовые деривативы были созданы биржевыми аналитиками (иначе говоря - компьютерными выродками и кретинами, которые иначе никогда бы даже близко не подошли к получению работы в «Голдман Сакс», если оставить в стороне работающую там подружку), из таких институтов, как Массачусетский технологический, которые сидят, закрывшись в комнатах, и разрабатывают умопомрачительные финансовые алгоритмы.
Если оставить в стороне президентов брокерских фирм, то никто в мире (и, естественно, сами покупатели деривативов), возможно, не понимал, как они работают, и какой риск влечёт за собой их покупка.
Уолл-стрит, как это было во все времена, основывается на доверии, репутации, добросовестности и знании, что фирмы свято блюдут интересы своих клиентов, поскольку они как доверительные управляющие обязаны это делать.
Проблемы начинаются там, где есть вера, что любой из вышеперечисленных пунктов соответствует действительности.
Понимание деривативов:
Хайди - владелица бара в Чикаго.
Она понимает, что фактически все её клиенты - безработные алкоголики и как таковые они больше не могут себе позволить постоянно покупать выпивку в её баре.
Чтобы решить эту проблему, она придумывает новый маркетинговый план, который позволяет её клиентам пить теперь, но платить позже.
Хайди отмечает и отслеживает выпитое в бухгалтерской книге (предоставляя, таким образом, потребительские ссуды).
Слава о маркетинговой стратегии Хайди «выпей сейчас – заплати позже» распространяется по округе, и в результате бар Хейди буквально наводнён потребителями. Вскоре объём продаж в нём становится самым большим среди баров Чикаго.
Так как она не требует немедленной оплаты выпитого от посетителей, Хайди, без возражений с их стороны, регулярно и существенно поднимает цены на вино и пиво, наиболее употребляемые напитки.
Следовательно, объём валового оборота Хайди значительно увеличивается.
Молодой и динамичный вице-президент местного банка признаёт, что эти потребительские долги составляют ценные будущие активы, и увеличивает предел заимствования для Хайди.
Он не видит причины для какого бы то ни было беспокойства, так как у него есть долги безработных алкоголиков как имущественный залог.
В штаб-квартире банковской корпорации опытные торговцы придумывают способ, как сделать огромные комиссионные, и превращают эти потребительские ссуды в облигации - «ВЫПЕЙБОНДЫ».
Эти "ценные бумаги" тогда связаны и пакетами проданы на рынках международных ценных бумаг.
Наивные инвесторы действительно не понимают, что ценные бумаги, продаваемые им как "AAA Обеспеченные Облигации" в действительности являются долгами безработных алкоголиков. Однако, цены на эти облигации непрерывно растут, и ценные бумаги скоро становятся самой горячей, идущей нарасхват позицией для некоторых из ведущих национальных брокерских фирм.
Но однажды, даже при том, что цены на облигации всё ещё поднимаются, риск-менеджер в том самом местном банке решает, что настало время потребовать платёж по долгам, сделанным выпивающими в баре Хайди. Он так и сообщает об этом Хайди.
Тогда Хайди требует оплату от своей клиентуры, но так как они – безработные алкоголики, то они не могут заплатить свои долги за выпивку.
Хайди не может выполнить свои обязательства по погашению ссуды, она вынуждена объявить банкротство. Бар закрывается, и 11 работников Хайди теряют свои рабочие места.
Мгновенно цены на «ВЫПЕЙБОНДЫ» падают на 90 %. Крах облигаций разрушает ликвидность банка и препятствует тому, чтобы он выпустил новые ссуды, таким образом замораживая кредит и деловую активность в округе.
Поставщики бара Хайди в своё время предоставили её щедрые кредиты и пролонгации и инвестировали пенсионные фонды их фирм в ценные бумаги - «ВЫПЕЙБОНДЫ».
Теперь они находят, что сталкиваются с необходимостью списать её безнадёжный долг и потерять более чем 90 % предполагаемой стоимости облигаций.
Её поставщик вин также объявляет о банкротстве, закрывая двери своего бизнеса, который его семья вела на протяжении трёх поколений. Её поставщик пива куплен конкурентом, который немедленно закрывает местный завод и увольняет 150 рабочих.
К счастью, банк, брокерские фирмы и, соответственно, их руководители спасены и выручены многомиллиардным, предоставленным без каких бы то ни было условий, вливанием наличности от правительства.
Фонды, требуемые для этого вливания, получены от новых налогов на работающих, средний класс, трезвенников, которые никогда не были в баре Хайди.
Теперь Вы понимаете?