понедельник, 13 декабря 2010 г.

Вступление в ВТО - предательство национальных интересов России

Интервью датировано 2003 годом, и ничего не изменилось...

Интервью с депутатом Государственной Думы Е. П. ИЩЕНКО 


- Почему российская политическая элита настаивает на форсированном вступлении в ВТО? Форсированное вступление в ВТО - хорошо это или плохо? 

- Е. Ищенко: При ответе на этот вопрос надо принимать во внимание, что эта организация является одним из инструментов глобализации. Глобализация как процесс установления нового мирового порядка - не что иное, как борьба за власть, борьба за мировое господство международной финансовой элиты. С геополитической и метаисторической точки зрения, глобализация_ это процесс создания условий для безраздельного паразитирования на природных, финансовых и интеллектуальных ресурсах всего человечества той части западной цивилизации, которую условно называют ''атлантистами'', ''золотым миллиардом'' и проч., имея в виду, однако, одну и ту же темную силу. Темную, потому что любое паразитирование есть способ существования зла. А паразитирование в мировом масштабе - есть способ существования мирового зла. А поскольку подавляющее большинство транснациональных финансовых и политических институтов, являющихся разработчиками и проводниками глобализма, сейчас базируется в США, нетрудно догадаться, какая страна является сейчас этого зла воплощением или, фигурально выражаясь, империей. 


Глобализация - это не только экономическое паразитирование. Навязывая через новые информационные технологии свой образ мышления, стиль поведения, жизненные стандарты и принципы, внедряя приоритет так называемых общечеловеческих ценностей, нивелируя национальную самобытность, девальвируя и опошляя национальные традиции и историю, ''глобалисты'' разрушают пуповину, соединяющую народы со своими национальными эгрегорами, лишая тем самым их жизненных сил и источников духовной энергии. 

Вот если все это принять во внимание, то становится очевидным, что поспешное присоединение России к ВТО является не более чем присоединением мухи к пауку или пищи к едоку. И в данном случае удивляет не то, что ''едок'' подталкивает ''пищу'' поближе ко рту, это как раз естественно, а то, что ''пища'' сама норовит в этот рот прыгнуть. Если это произойдет, Россия еще крепче будет опутана паутиной обязательств, условий и долгов, из которой ей будет выбраться почти невозможно. А поскольку законченных идиотов в российских властных элитах все-таки не так много, поэтому настораживающе странно, если не сказать большего, выглядят разговоры о том, что, вступив в ВТО, Россия, мол, станет чуть ли не полноправным партнером стран, входящим в мировую элиту. А если не вступит, то превратится опять чуть ли не в страну-изгоя. 


- А не грозит ли России самоизоляция, если не вступим? Во всяком случае, таков излюбленный аргумент правительственных лоббистов. Е. Ищенко: Конечно, самоизоляция, которой нас часто пугают, - это плохо. Но отдавать на разграбление и удушение заведомо более сильным конкурентам наши неконкурентоспособные отрасли, а то и целые регионы - политическое безумие и государственное преступление. Тем более что подобные прецеденты на уровне отдельных ''совместных'' предприятий уже были. Но, похоже, горький опыт поспешного отказа от естественных конкурентных преимуществ в угоду идеологии, который привел к гибели целых отраслей и обнищанию граждан, ничему не научил. Создается впечатление, что для некоторых политиков вступление в ВТО является престижной игрушкой или священной коровой. ''Вступать надо, потому что вступление неизбежно. Поэтому вступать надо как можно скорее''. Только не совсем понятно, зачем так торопиться-то? 



- Судя по вашим словам, получается, что форсированное вступление в ВТО это чуть ли не государственное преступление? Откуда вообще взялись все эти сроки и даты, к которым подгоняется процесс вступления? 

- Е. Ищенко: Само по себе вступление в ВТО - это еще не государственное преступление. Тут важны последствия, которые наступят или не наступят в зависимости от того, как и на каких условиях будет осуществляться это вступление. Наше правительство должно четко эти условия сформулировать и не отступать от них ни на шаг. На словах правительство уверяет, что все именно так и будет сделано, то есть в строгом соответствии с интересами России. Но на деле почему-то очень торопится, что и смущает. Почему после заверений в своей благонамеренности и полезности всей затеи правительство тут же добавляет, что иного пути, кроме как срочно вступить в ВТО, у России нет? Создается впечатление, что, когда подойдут оговоренные сроки, Россия вступит в ВТО, несмотря ни на что и на любых условиях. Так почему же такая спешка и откуда взялись эти сроки? 



- Понятно, что к вступлению в ВТО надо тщательно и долго готовиться, чтобы сделать его максимально безболезненным. Большинство стран, например, старается перед вступлением ужесточать защиту рынков, повысить тарифы с тем, чтобы потом их снижение не сказалось бы на ухудшении конъюнктуры. А как поступает Россия? Как и с какими специалистами правительство прорабатывало эти вопросы? 

- Е. Ищенко: Россия поступает ровно наоборот. По мнению многих специалистов, вступление России в ВТО не проработано. Вряд ли кто-нибудь из разработчиков этого проекта возьмется компетентно и детально ответить, какие конкретно последствия будет иметь вступление в ВТО для отдельных отраслей, в чем будут преимущества, в чем потери? Ни анализа конкурентоспособности, ни консультаций с отраслями и конкретными предприятиями не проводилось. Тарифные ограничения, если они были, просто зафиксированы по факту, а ведь есть отрасли, где практически нет никаких ограничений на доступ иностранного капитала. И на вопрос: ''Будут ли защищены национальные интересы России?'' - пока никто с уверенностью ответить не может. 


Все это говорит об отсутствии у нас не только осмысленной промышленной политики, но и даже чувства самосохранения. Вот только один пример для иллюстрации. Важнейшим элементом конкурентоспособности российской экономики являются низкие (относительно мировых) тарифы на услуги естественных монополий. После вступления в ВТО их будет гораздо труднее сохранить, поскольку вполне вероятно, что это будет рассматриваться как субсидирование экспорта, демпинг и проч. Это большая внутриэкономическая проблема. Правительство опирается в основном на свое видение, игнорируя мнение промышленников, организаций, представляющих наших товаропроизводителей, депутатов Государственной Думы, ученых-экономистов. А ведь вступление в ВТО будет иметь для России весьма серьезные и долгосрочные последствия. 


- И, по идее, это должно делаться в интересах всей страны. Тогда почему решение принимается столь поспешно, в узком кругу, и почему о вступлении России в ВТО говорят не просто как о решенном деле, а как о чем-то совершенно неизбежном? 

- Е. Ищенко: На это есть целый ряд причин, одни из которых внешние, рассчитанные на публику, а другие - для внутреннего, так сказать, использования. Идеологическая подоплека вступления России в ВТО базируется на расхожем тезисе об интеграции в мировое хозяйство, о выходе из изоляции и проч. Заметим, что все реформы в России, начиная с Петра, шли под лозунгом выхода из изоляции. Сначала прорубали окно в Европу, потом возвращались в лоно мировой цивилизации из варварского плена тоталитаризма. С такого рода идеологией все понятно. На нее, слава Богу, сейчас почти никто не обращает внимания, ибо в условиях жесткой глобальной конкуренции этой демагогии грош цена. 


Главный упор сторонники вступления в ВТО делают на экономических преимуществах, который якобы получит Россия. Более надежно будет защищена российская интеллектуальная собственность, наши предприятия органично впишутся в мировые технологические цепочки, должны снизиться потери наших экспортеров, в том числе и от антидемпинговых санкций. Что касается преимуществ, все правильно, только их получит не Россия. На самом деле реально усилится защита иностранной интеллектуальной собственности в России. Тезис о ''технологических цепочках'' вообще из области абстракций, потому что все, что можно было ''встроить'', уже давно встроено и включено. А если у ТНК в дальнейшем будет появляться интерес к тем или иным российским предприятиям, то включить их в свои ''цепочки'' для них не проблема, причем без всякого ВТО. 

Остается защита экспортеров. Но потери наших экспортеров от антидемпинговых санкций оценивались, например, а 2000 году в $2,3 млрд. По сравнению с объемом экспорта в более чем $100 млрд. эти потери не выглядят как весомый аргумент для судьбоносных решений. Да ни один нормальный российский металлург ради 2% от объема экспорта (даже если для него это не 2, а 10%) страну гробить не будет. А на фоне цифр невозврата валютной выручки и вывоза капитала это вообще звучит как грустный анекдот. 

Когда Греф говорит, что Россия получит от вступления в ВТО за пять лет $18 млрд., он или блефует, или думает, что нашу сталь сразу допустят на рынок США. Не допустят, и санкции против нас как применяли, так и будут применять, даже если мы о чем-то там договоримся с ВТО. Просто процедура их применения будет немножко более сложной и дорогой. Дай Бог, если от вступления мы выиграем полмиллиарда долларов, и то по самым оптимистичным подсчетам. А сколько проиграем, вообще никто не знает. 


- Сторонники ускоренного вступления в ВТО говорят, что это резко улучшит инвестиционный климат в стране, то есть в очередной раз соблазняют перспективами ''золотого дождя''. Насколько это реально? 

- Е. Ищенко: Заявления о том, что вступление в ВТО благотворно повлияет на улучшение инвестиционного климата, а соответственно, и на приток иностранных инвестиций, вообще абсурд. ВТО откроет дорогу прежде всего товарам. А, как показывает мировая практика, в страны с не очень благоприятным инвестиционным климатом типа России инвестиции приходят тогда, когда не могут прийти товары или приход их затруднен. И если сейчас российский рынок и так уже достаточно широко открыт для товарной экспансии, то после вступления в ВТО последние преграды на пути товарной массы будут устранены, а поток инвестиций, соответственно, может иссякнуть совсем. Это может напрямую отразиться на замедлении темпов экономического роста, чему уже есть немало примеров в практике других стран, экономическое развитие которых резко замедлялось сразу после их вступления в ВТО. 


Собственно говоря, и без вступления в ВТО Россия могла бы добиться более благоприятных для себя условий торговли, если бы использовала общепринятые в мире механизмы государственного регулирования. Почему, например, Штаты считают для себя возможным использовать такие инструменты защиты рынка, как нетарифные барьеры, а Россия нет? Что мешает? И почему из всего набора способов и мер по защите конкурентоспособности мы уперлись только в снижение курса рубля? И если вне рамок ВТО у нас еще есть поле для эффективного протекционистского маневра, то, вступив в ВТО, Россия лишится даже гипотетической возможности применять необходимые инструменты защиты. 


- А как отразится вступление России в ВТО на ее обязательствах, например, перед Белоруссией? У нас же вроде бы единая страна, во всяком случае, таможенное пространство - точно единое. Как быть? И вообще, не придется ли России пересматривать всю свою региональную политику, причем в ущерб своим национальным интересам? 

- Е. Ищенко: Совершенно верно. Нельзя забывать о международных обязательствах России (таможенный союз СНГ, союз России и Белоруссии), которые тоже придется существенно корректировать. А это уже геополитика. Россия стремится к многополярному миру. Для нее важнейшим приоритетом являются страны СНГ и возможность создавать региональные блоки, союзы, рынки. Наконец, в условиях враждебного окружения (НАТО на Западе, исламский экстремизм на Юге) и при отсутствии надежных геополитических союзников Россия вынуждена участвовать в первую очередь в региональной интеграции, создавать льготные режимы торговли для своих политических партнеров. После вступления в ВТО о своих национальных приоритетах можно будет забыть. А вопрос о судьбе союза России и Белоруссии остается вопросом на засыпку. 


На региональном аспекте следует остановиться особо. В последнее время, несмотря на разговоры о глобализации, все большую силу набирает интеграция региональная, например, американская зона свободной торговли, Евросоюз, АТЭС и проч. И развитые страны, отдавая предпочтение региональным интересам, зачастую просто игнорируют решения ВТО. Поэтому, форсировав свое вступление в ВТО, Россия может ''вскочить в отцепленный вагон'', то есть вступить в ВТО именно тогда, когда развитые страны, в первую очередь Европы, с рынками которых связаны основные надежды, начнут пренебрегать правилами ВТО, усиливая региональный протекционизм. В итоге мы понесем убытки от открытия перед глобальной конкуренцией, но не приобретем выгод - нас все равно не пропустят на рынки развитых стран, ибо те начнут ''играть уже в другую игру''. Постепенно в Евросоюз вступят и страны Восточной Европы, а вместе с остальной Европой это 50% российского экспорта. В результате прорыва в ВТО импорт увеличится, а экспорт начнет еще больше стагнировать. Внешние выплаты и рост импорта размоют золотовалютные запасы, которые уже в 2004 году могут сократиться до уровня, когда разрушительная девальвация станет неизбежной. По своим последствиям она может превзойти кризис 1998 года и создаст угрозу существованию нашей страны. 


- Коль скоро баланс очевидных минусов и весьма условных плюсов складывается явно не в пользу последних, напрашивается вопрос: а нет ли в столь явном лоббировании каких-нибудь скрытых, может быть, личных или иных не совсем государственных интересов? 

- Е. Ищенко: Как это ни печально сознавать, в лоббировании скорейшего вступления России в ВТО, похоже, есть еще и личностный аспект, а по-русски говоря, шкурный интерес. Чиновники и прочие деятели, которые этим занимаются, могут, например, рассчитывать сделать себе быструю карьеру, продемонстрировать свою активность, нужность, как-то выдвинуться. Это уникальный шанс очень удачно, а главное - лично приобщиться к мировому сообществу, причем за казенный счет. Можно так же завязаться с крупным бизнесом, оказаться для него полезным и найти себе хорошее место после увольнения с госслужбы. Понимаю, звучит ужасно, но в политике порой так случается, когда за высокими словами скрываются самые мелочные интересы. 


Но стоит упомянуть и еще одну причину ускоренного, а главное ''неизбежного'' вступления России в ВТО. Это желание США. Их интерес вполне понятен. Помимо тактической цели как можно быстрее затянуть Россию в ВТО для того, чтобы не дать ей возможность войти в экономическую ''орбиту'' Евросоюза, есть еще и цель стратегическая. Чтобы сделать Россию еще более управляемой, ее надо либо привязать деньгами, либо заменить политическое руководство более лояльным. А лучше и то и другое вместе. Как мы уже отмечали, ускоренное и плохо подготовленное вступление России в ВТО будет способствовать тому, что к 2003-2004 гг. наша страна столкнется с угрозой девальвации. И тогда у нас будет вполне определенная и грустная перспектива: либо полномасштабная девальвация, сопровождающаяся политической катастрофой и приходом нового лидера страны, более устраивающего американцев, либо, пытаясь избежать краха, мы снова будем вынуждены взять кредиты и, соответственно, проводить проамериканскую политику. А это чревато полной потерей самостоятельности и территориальной дезинтеграцией. 

Что из этого следует? То, что вступление в ВТО создаст не просто дополнительные проблемы, но угрозы национальной безопасности. Поэтому, пока еще не поздно, надо семь раз отмерить, прежде чем решить: а стоит ли вообще резать-то? Герострат, конечно, тоже прославился, но он разрушил всего лишь храм.