суббота, 18 декабря 2010 г.

Куда же собирались бежать декабристы?

Эти «борцы с тиранией», после мягчайшего приговора, во глубине сибирских руд никогда не появляшиеся, жившие очень неплохо по тогдашним сибирским понятиям хотели убежать в США.
Для начала. А какой должна была быть конечная точка их побега? Вы уже догадались, куда они бежали на самом деле ?
В Англию.

Чтобы сразу снять все обвинения в том, что я «за уши притягиваю» англичан ко ввсему на свете, скажу:
1. Данная информация опубликована на сайте Би-Би-Си.
2. Ее автором является писатель и историк Яков Гордин. С которым я беседовал в эфире радио «Свобода»

И который активно пытался опровергнуть мой тезис, что за странным восстанием декабристов (впрочем как и всех наших «борцов за свободу») стояли интересы Великобритании в осблаблении и устранении конкурента – Российской империи.
Якова Гордина очень любит «свободные» англосаксонские СМИ: радио «Свобода» приглашает на эфир, где я должен был быть «гарниром к основному блюду» (Ссылка). Теперь вот Би-Би-Си берет интервью.
Тем ценнее такое свидетельство.

Сосланные в Сибирь декабристы намеревались бежать с каторги через океан к американским берегам, утверждают некоторые историки, другие пока подвергают эту гипотезу сомнениям. 185 лет назад, 14 декабря 1825 года в Санкт-Петербурге произошло восстание декабристов, которое в тот же день и было подавлено. Пятерых его участников казнили и более сотни человек отправили на каторгу в Сибирь.
Казалось бы о судьбах декабристов известно все. Но о том, что они планировали побег из Сибири, известно почему-то немногим. Историк, литератор и главный редактор издательства журнала «Звезда» Яков Гордин уверен, что декабристы могли стоить такие планы.

«Декабристы вообще вели себя в Сибири крайне активно. И представление о том, что после отправления в Сибирь энергия этих людей закончилась, абсолютно неверно», – заявил в интервью Би-би-си Яков Гордин. Историк, ссылаясь на воспоминания декабристов, утверждает, что многие из них
нередко задумывались о побеге.

Сам побег был намечен на лето 1828 года, то есть спустя два с половиной года после восстания. Согласно планам, декабристы, среди которых были боевые офицеры, прошедшие войну с Наполеоном, могли разоружить караул, который в то время состоял из не слишком боеспособных солдат.
Затем надо было захватить оружие, собрать побольше провианта и соорудить большие лодки. На этих лодках можно было сплавиться по притокам Амура, а потом и по самой реке Амур до Тихого океана.В районе острова Сахалин в первой половине XIX века не редко встречались американские суда, заходившие к российским берегам на промысел. Об этом прекрасно знали морские офицеры, которых было несколько среди декабристов.
Американская революция, деятельность Вашингтона и Франклина, американская конституция играли немалую роль в политических теориях декабристов, – подчеркивает Яков Гордин. – А после Америки они могли перебраться и в Англию, которая уже тогда была прибежищем политэмигрантов».

Далее Гордин пишет еще очень важные вещи! Сам того не понимая.
Главное, что нужно было для успешного побега из Сибири – деньги, большие деньги. Не смотря на строгий надзор за государственными преступниками, несмотря на тайную слежку даже за их родными, деньги нашлись. Декабристы были связаны со своими родственниками, а это были знатные, богатые, влиятельные люди, которые сумели переправить им в Сибирь довольно значительные суммы», – утверждает Гордин, ссылаясь на архивные документы.

Ох, уж эти наши революционеры! Всегда у них были богатые родственники. Вот , например, мама Ленина, на свою пенсию содержала Самого Ильича, жившего за границей. Его сестру Мария Ильиничну, учившуюся в Брюссельском университете. За границей жила и старшая сестра Ленина Анна Ильинична. самостоятельного заработка не имевшая. А ведь в России на маменькином хребте сидел еще сын Дмитрий Ильич, студент университета. Он тоже немного поборолся с проклятым царским режимом, поэтому из-за ареста и последовавшими за этим неприятностями, учился в университете города Юрьева (Тарту) дольше положенного. <<Вечный>> студент окончил его вв возрасте 27(!) лет, и только в следующем году, впервые в жизни начал самостоятельно зарабатывать.

Поэтому байки о богатых родственниках нужно воспринимать очень и очень скептически. У одного «борца за свободу», у двух, у пяти – это и вправду могло быть. Но чтобы так везло ВСЕМ революционерам, на протяжении столетия?

Не будем наивными.